Эффективное управление качеством: ключевые моменты конференции

Управление качеством в современных условиях Семинары по управлению

Проблемы при внедрении TQM

Существует несколько проблем, которые должны быть устранены в организации для успешной реализации TQM. Небрежное отношение к ликвидации этих проблем могут не только воспрепятствовать применению TQM, но и постепенно уничтожить саму организацию.

Управление только главной линией. Организация, которая заботится только о главной линии развития и управляет исключительно цифрами, обречена на провал. Управление — это тяжелая работа; менеджер, который полагается только на цифры, упрощает свою задачу. Менеджеры должны знать процесс, быть вовлечены в него, понимать источники возникновения проблем и давать примеры их решения своим подчиненным.

Оценка деятельности на основе системы количественных показателей. Оценка, использующая систему количественных показателей, отчеты, рейтинги или ежегодные обзоры достижений, иногда приводит к классификации, вынужденным квотам и другим ранжирам, вызывающим нездоровую конкуренцию, нарушающим командную работу в пределах организации. Вместо использования таких систем, менеджерам следует лично комментировать индивидуальную работу сотрудников, чтобы помочь им улучшить ее.

Акцент на получении краткосрочных выгод. Если работник в прошлом имел опыт получения быстрых прибылей, он будет стараться и дальше работать в этом же ключе. Руководство же должно убедить сотрудников, что организации следует отдать предпочтение длительному и стабильному росту и совершенствованию, а не краткосрочным выгодам.

Отсутствие стратегии. Если в организации нет никакой последовательности реализуемых целей, работники организации будут чувствовать неуверенность в возможности своего постоянного профессионального и карьерного роста. Организация должна иметь постоянно реализуемый стратегический план, в котором должно быть уделено место и вопросам повышения качества.

Текучка кадров. Если в организации наблюдается высокая текучесть кадров, это указывает на серьезные проблемы. Ликвидация первых четырёх проблем может помочь преодолеть и эту

Руководство должно принять меры, чтобы работники почувствовали себя важной частью не отчужденной организации, а единой команды.

Концепции

Концепция всеобщего управления на основе качества, была разработана американскими учеными Уолтером Шухартом и Уильямом Эдвардом Демингом.

Концепция Шухарта

Главная идея концепции Шухарта состоит в «улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса производства»

Шухарт раскрыл важность постоянного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства изделий и из сферы предоставления услуг. Ученым была разработана концепция производственного контроля

Для этого он изобрёл и успешно применил карты статистического контроля — так называемые «Контрольные карты Шухарта». Статистические методы контроля позволили сосредоточить усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций. Шухартом также была предложена циклическая модель, разделяющая управление качеством на 4 стадии:

  • Планирование (Plan);
  • Реализация (Do);
  • Проверка (Check);
  • Корректирующие воздействия (Action).

Концепция Демминга

Деминг разработал и предложил программу по повышение качества труда, которая базируется на 3 прагматичных аксиомах:

  • Любая деятельность может рассматриваться, как технологический процесс, а значит, может быть улучшена.
  • Для эффективной работы нужны фундаментальные изменения в процессе ЖЦ изделия.
  • Высшее руководство предприятия должно принимать на себя ответственность за свою деятельность.

Э. Деминг также дал определение 14 постулатов качества, которые позволяют правильно организовать работу производства. Основной смысл этих постулатов сводится к тому, что при высокой степени ответственности руководства, постоянном улучшении качества товаров и каждого процесса производства в отдельности, при недопустимости несоответствий и непрерывном обучении всех работников можно значительно снизить производственные затраты и улучшить качество продукции.

Концепция Джурана

Другая концепция была предложена Джозефом Джураном. Этот учёный разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством, названную «спиралью Джурана». Эта спираль включает следующие витки:

  1. Исследования рынка.
  2. Разработка проектного задания.
  3. Проектно- конструкторские работы.
  4. Составление технических условий.
  5. Разработка технологий и подготовка производства.
  6. Материально-техническое снабжение.
  7. Изготовление инструментов и контрольно-измерительных средств.
  8. Производство.
  9. Контроль процесса производства.
  10. Контроль готовой продукции.
  11. Испытание рабочих характеристик продукции.
  12. Сбыт.
  13. Техническое обслуживание.
  14. Утилизация.
  15. Новое исследование рынка.

Чтобы эффективно двигаться по этой спирали необходимо придерживаться следующей схемы работы:

  • планирование улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия;
  • разработка мероприятий направленных на исключение и предупреждение ошибок;
  • переход от административного к планомерному управлению всей деятельностью в области качества.

Концепция Кросби

Ф. Кросби разработал теорию бездефектного изготовления продукции. Его концепция включает следующие положения:

  • Предупреждение появления дефектов, а не их исправление.
  • Направление усилий на сокращение уровня дефектности в производстве.
  • Оправдание нужд потребителя в бездефектной продукции.
  • Формирование четких целей в области повышения качества на долгий период.
  • Понимание того, что качество работы кампании определяется не только качеством производственных процессов, но и качеством деятельности непроизводственных подразделений.
  • Признание необходимости финансирования анализа деятельности в области качества.

Ключевым принципом программы бездефектного изготовления продукции является полное исключение дефектов из производственной сферы.

Разработка. Языки программирования

Актуальность управления качеством

В условиях современной рыночной экономики предъявляются принципиально новые требования к качеству продукции. Жизнеспособность фирм, их устойчивое рыночное пoложение можно определить уровнем конкурентоспособности. Конкурентоспособность в свою очередь можно связать с показателями уровня цены и уровня качества продукции. Зачастую фактор качество играет первостепенную роль.

Замечание 1

Качество определяет авторитет фирмы, влияет на рост ее прибыли, ее развитие и процветание, а значит, управление качеством — важнейший вид деятельности персонала современной организации.

Качество продукции является важнейшим показателем функционирования предприятия. В значительной степени рост качества продукции влияет на степень выживаемости предприятия на современном рынке, научно-технический прогресс, эффективность производства, уровень экономии различных видов используемых ресурсов.

Другие направления

SaveCode. Конференция по безопасности приложений

Скриншот: SaveCode / Skillbox Media

Чтобы понять, подойдёт ли оно вам, посмотрите доклады с предыдущего SaveCode:

  • «Принципы статического анализа кода»;
  • «Secure by design»;
  • «Обзорная прогулка по инструментам AppSec».

Techwriter Days

Скриншот: Techwriter Days / Skillbox Media

Одна из немногих конференций для технических писателей. За два дня планируется обсудить основные инструменты и методики для составления технической и продуктовой документации, стандарты и контроль качества, а также вопросы локализации приложений, создание контента, UI/UX-редактуру и взаимодействие между отделами.

Конференция будет полезна не только для технических писателей, но и для специалистов другого профиля: тестировщиков, архитекторов, менеджеров, аналитиков.

Dump в Екатеринбурге

Скриншот: «Dump Екатеринбург» / Skillbox Media

Большая IT-конференция с 11 тематическими секциями: Backend, Frontend, Design, «Тестирование и QA», Mobile, Platform Engineering (ex. DevOps), Management: Product и Team, Science, ML&DS и SA&BA.

Перед тем как участвовать, посмотрите доклады прошлогоднего Dump: Backend, ML&DS, DevOps и GameDev.

Podlodka Soft Skills Crew

Скриншот: Podlodka Soft Skills Crew / Skillbox Media

Конференции от Podlodka про софт-скиллы. Программа ещё неизвестна. В прошлые сезоны обсуждали вопросы коммуникации в командах, общения с руководителем и то, как правильно учиться.

Summer Merge

Скриншот: Summer Merge / Skillbox Media

Солнце. Волга. IT. Летнее и неформальное общение для айтишников всех направлений. Это антиконференция, где вместо вебинаров — вечер у костра, а вместо душного офиса — живописный берег Волги. Мероприятие проходит уже второй год и рекомендуется всем, кто устал от дедлайнов, созвонов и рутины.

ProIT Fest

Скриншот: ProIT / Skillbox Media

Большое двухдневное мероприятие для мидл- и сеньор-разработчиков, HR, и специалистов по безопасности. Если кажется, что дальше расти уже некуда, то надо выйти за рамки привычных конференций.

Сущность понятия «качество»

Определение 1

Качество – это совокупность таких характеристик объекта, которые определяют его способность удовлетворить предполагаемые и установленные потребности.

Определение качества при этом можно отнести не только к товару или услуге, но и к процессу производства товаров или оказания услуг. За все то время, пока существует и развивается наука о качестве, сложилось несколько точек зрения на сущность понятия «качество».

В частности, некоторые исследователи под качеством подразумевают некую совокупность признаков и свойств процессов или изделий, обуславливающих уровень их пригодности для применения по прямому назначению. Многие ученые, упрощают это определение, считая качеством степень пригодности к использованию.

Статья: Управление качеством в современных условиях

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Однако, все теоретики сходятся во мнении, что понятие «качество» включает в себя ряд элементов:

  • восприятие товара или услуги потребителями;
  • степень соответствия товара или услуги нормам и установленным требованиям;
  • уровень доступности товара для приобретения, его надежности и ремонтопригодности;
  • степень доступности сервиса.

Иными словами, качество является скорее «решением потребителя, нежели чем инженеров и маркетологов. Оно базируется на взаимодействии товара и потребителя, его можно измерить в соответствии с уровнем удовлетворения его явных или неявных требований.

Преимущества TQM

  • Увеличение степени удовлетворенности клиентов продуктами и услугами. В условиях системы TQM фирма просто обязана удовлетворить всех клиентов, а также сделать дополнительное усилие — предвосхитить их ожидания.
  • Усиление имиджа и репутации фирмы. Между этими терминами существенное различие. Имидж — это взгляд глазами клиента на компанию. Репутация — это то, что клиенты говорят другим о компании.
  • Увеличение лояльности клиента. Если продукты и услуги достаточны по качеству, клиент будет возвращаться, принося повторяющийся бизнес и даже прощая «человеческие дефекты», которые иногда могут иметь место.
  • Повышение производительности труда. Оно наступает автоматически, как только работники становятся партнерами по внедрению TQM.
  • Рост морали работников. Это одна из основ системы. Вовлечь работника в процесс совершенствования фирмы, одновременно стимулируя его в этом процессе — одна из ключевых задач TQM.
  • Увеличение прибыли. Этот фактор очевиден и вытекает из предыдущих.

Теория качества Фейгенбаума

Арманд Фейгенбаум разработал теорию комплексного управления качеством. Основная идея которой — всеобщее управление качеством, которое затрагивает все стадии создания продукции и все уровни управления предприятием при реализации технических, экономических, организационных и социально-психологических мероприятий.

В японском варианте комплексного управления качеством, автором которого является Каору Исикава, можно выделить следующие концептуальные положения:

  1. Основной чертой является участие работников в управлении качеством;
  2. Необходимо введение регулярных внутренних проверок функционирования системы качества;
  3. Непрерывное обучение кадров;
  4. Широкое внедрение методов статистического контроля.

В целом, независимо от концепции, TQM базируется на двух основных механизмах: контроль качества (Quality Assurance — QA) и повышение качества (Quality Improvements — QI). Контроль качества — поддерживает необходимый уровень качества, то есть предоставление компанией чётких гарантий в качестве данного товара или услуги. Повышение качества направленно на постоянное улучшение качества и, как следствие, повышение уровня гарантий. Два этих механизма позволяют постоянно совершенствовать и развивать бизнес.

Оцените статью