Мотивация персонала: ключ к успешному бизнесу

Семинары по управлению

Разбираемся в методах мотивации персонала: материальных, нематериальных, прямых и косвенных

Все методы мотивации персонала делят на две большие группы — материальные и нематериальные.

Материальная мотивация. Это деньги, которые сотрудник получает за свою работу. Включает в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть установлена договором — это оклад. Переменная часть зависит от производительности сотрудника. Она может представлять собой:

  • Процент или комиссионные. Сотрудник получает процент от стоимости товаров или услуг, которые он продал. Этот вариант используют как в сочетании с постоянным окладом, так и без него. Во втором случае из комиссионных состоит вся зарплата сотрудника.
  • Премии за достижение целей. Сотруднику платят, когда он качественно выполняет задачи или даже превосходит целевые критерии. Например, делает задачи быстрее, чем это предусмотрено планом, или экономит ресурсы компании.
  • Премии за ценность сотрудника. Выплаты за владение уникальными навыками или выплаты особо значимым специалистам, чей уход из компании нежелателен.

Нематериальная мотивация. Не касается оплаты труда и включает в себя всё, что получает от компании сотрудник, кроме зарплаты. Меры нематериальной мотивации могут быть и вещественными — например, когда компания предоставляет бесплатные обеды.

Такие меры или рассчитаны на всех сотрудников компании по умолчанию, или применяются как вознаграждение за хорошую работу.

Примеры способов нематериальной мотивации:

  • социальные гарантии и льготы — медицинские страховки, питание, транспорт до работы;
  • обучение за счёт компании и участие в профессиональных конференциях;
  • помощь в релокации;
  • возможность путешествовать, работая в разных филиалах компании;
  • модернизация рабочих мест;
  • корпоративные награды и доски почёта;
  • корпоративные мероприятия — например, соревнования или общие выезды на отдых.


Фото: Dmitry petrov 1986 / Shutterstock

Что такое прямая мотивация? Это все перечисленные выше способы — материальные и нематериальные. Методы прямой мотивации направлены на самих сотрудников.

Что такое косвенная мотивация? Это поддержка и льготы для семей сотрудников:

  • рабочие места для супругов — это особенно актуально для малонаселённых регионов, где тяжело найти работу;
  • путёвки в детские лагеря, дома отдыха;
  • транспортные билеты в период отпуска;
  • льготные места в детских садах;
  • новогодние подарки;
  • деньги на образование детей.

Часть 1: Общие представления о мотивации. Нематериальная мотивация.

1. Общие представления о системе мотивации.

  • Технология управления персоналом, направленная на повышение эффективности труда.
  • Задачи создания и внедрения внутрикорпоративных систем мотивации
  • Алгоритм проектирования системы мотивации.
  • Аудит системы мотивации в компании.
  • Основные принципы построения системы мотивации.

2. Использование различных исследований при построении системы мотивации.

  • Источники информации о стимулах.
  • Основные группы теорий мотивации. Теория иерархии потребностей А.Маслоу и ее использование при построении системы мотивации.
  • Результаты исследований системы стимулирования (примеры).
  • Использование опыта успешных компаний (пример). Передовые идеи мотивации.
  • Методика исследования удовлетворенности трудом сотрудников организации. Пример анкет.

3. Система нематериального стимулирования (НС)

  • Представление о системе нематериального стимулирования. Результаты исследований по использованию в компаниях системы НС. Группы методов НС.
  • Подходы к нематериальному стимулированию. Ситуативный подход: банк нематериальных стимулов.
  • Системный подход – формирование Корпоративной культуры (КК): представление о КК; оставляющие КК; Положение о КК (пример). Пример КК: философия «кайзен»
  • Стиль управления в компании как элемент Корпоративной культуры и необходимый фактор мотивации.
  • Индивидуальный подход к мотивации.

Эффективная система мотивации: что учесть, чтобы всё работало

Внедрять систему мотивации лучше постепенно — так сотрудники поймут, что изменения необходимы, и привыкнут к ним. Вот несколько советов, как сделать так, чтобы система мотивации функционировала хорошо и вдохновляла сотрудников работать качественно и эффективно.

Определить цели компании и привязать к ним показатели премирования. Премирование должно зависеть от результатов компании за обозримый период — месяц, квартал или год. Критерии премирования должны быть измеримыми и понятными всем сотрудникам.


Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstock

В идеале должна получиться косвенная зависимость между результатами каждого работника и главной целью компании. Например, для отдела кадров можно установить критерий укомплектованности штата — не ниже 95%. Здесь зависимость будет такой: если незаполненных вакансий много, то страдают производство и прибыль — и премии будут ниже.

Менять показатели премирования. Нельзя разработать одни показатели и использовать их постоянно. Чтобы система мотивации работала эффективно, её нужно периодически пересматривать. Как часто? Это зависит от того, как развивается компания, насколько она стабильна.

Например, в небольшом стартапе показатели премирования можно утверждать каждый квартал. В более стабильных компаниях их утверждают на год и больше. При достижении одних показателей в систему премирования нужно добавлять другие.

Контролировать количество показателей. Вы заложили в систему премирования показатели, которые важны для компании. Но чем их больше, тем меньше вес каждого такого показателя. В результате на некоторые показатели сотрудники не будут обращать внимания. Пострадают цели, которые вы ставили, когда разрабатывали систему мотивации.

Анализировать систему мотивации. Выясните, понимают ли работники цели и задачи, которые перед ними поставили. Определите, что мешает выполнять эти задачи. Такой анализ покажет, что в системе нужно доработать. Анализ лучше проводить не раньше чем через три месяца после запуска системы мотивации. А потом — ежеквартально.

Почему мотивация — это не только о деньгах

Для каждого сотрудника работают свои способы мотивации. Какие — зависит от возраста, уровня образования, региона, состава семьи, жизненных приоритетов работника и много другого.

Скорее всего, для разнорабочего размер зарплаты будет важнее, чем общественное признание. Для опытного специалиста карьерный рост может оказаться важнее премий.

Российские компании, как правило, обращают больше внимания на материальную мотивацию. Но эта стратегия не всегда эффективна. Дополнительные премии и повышение зарплаты работают недолго — не более 3–5 месяцев. После этого сотрудники начинают принимать новые доходы как само собой разумеющееся и перестают выкладываться.

Если бы меня попросили составить иерархию стимулов, я бы не ставил материальную мотивацию на первое место. Моя иерархия выглядела бы так:

Социально-бытовые условия. Работникам должно быть комфортно на своих рабочих местах.
Климат в коллективе. Когда отношения с коллегами хорошие, проще решать общие задачи и работать как команда.
Карьерный рост и развитие. Сотрудники должны быть уверены в том, что им есть куда расти, и стремиться к этому.
Признание

Важно отмечать успехи сотрудников. Тогда они видят, что их старания не напрасны.
Материальное стимулирование

Оно работает хорошо только в комплексе с перечисленным выше.

Система мотивации будет максимально эффективной, только если в ней сочетаются материальные и нематериальные способы. Задача менеджеров — сгруппировать эти способы так, чтобы сотрудники не хотели покидать компанию и работали качественно.

Как система мотивации влияет на производительность: разбираем на примере

Проблема. Предприятие перевозит руду с рудника на перерабатывающую фабрику. Самосвалы часто ломаются и сходят с линий. Это происходит из-за того, что водители загружают в них по 25 тонн руды при максимальной грузоподъёмности в 20 тонн. В день каждый водитель выполняет не больше трёх рейсов. Получается, что каждый водитель перевозит 75 тонн руды в день. При этом из-за перевеса снижается скорость техники.

Как к этому привела старая система мотивации. Водители получали фиксированную плату за тонно-километр. Тонно-километр — единица измерения, которую применяют при перевозке грузов. Состоит из двух показателей: масса груза в тоннах и расстояние в километрах, которое при этом проехали.

Километраж каждого рейса с рудника на фабрику всегда одинаковый. Повлиять на свою зарплату водители могли, только увеличивая количество перевезённой руды. Поэтому они перегружали самосвалы.

Новая система мотивации. Чтобы решить проблему, систему оплаты труда изменили на сдельно-премиальную. Зарплата водителей стала зависеть не от перевезённого количества руды, а от количества рейсов в день.

При этом за первые три рейса в день платили одну сумму, а за четвёртый — в два раза больше. Почему число рейсов увеличилось? Водители перестали перегружать самосвалы, и их скорость выросла.

Критерии премирования водителей привязали к экономическим результатам предприятия. Те, в свою очередь, напрямую зависели от количества переработанной руды. Это стало стимулом — водители стремились выполнить за день как можно больше рейсов.


Фото: Armansyah21 / Shutterstock

Выводы

Система мотивации стала работать на то, что важно для компании, — перерабатывать больше руды с меньшими издержками. Новая система показала хорошие результаты:

  • объём перевозимой руды увеличился на 7% — до 80 тонн в день с одного самосвала;
  • вырос коэффициент технической готовности самосвалов;
  • снизились затраты на ремонт грузовиков и запчасти для них;
  • зарплата работников выросла, при этом фонд оплаты труда не увеличился.

Сначала водители не приняли новую систему. Им казалось, что руководство хочет обмануть — заставить работать больше за меньшие деньги. Но через три месяца они увидели, что их доход увеличился.

Цель семинара

Цель семинара: Дать участникам все методы и инструменты, необходимые для разработки, внедрения и поддержания системы мотивации персонала в компании.

Целевая аудитория: Данный курс будет полезен как для специалистов, работающих в области кадрового менеджмента (директоров/менеджеров/специалистов по персоналу), так и для руководителей, интересующихся вопросами мотивации персонала.

Мы предлагаем свои услуги в обучении мотивации персонала. Создать систему мотивации, заставить ее эффективно работать можно с помощью семинара, а также тренинга мотивации персонала. Это превосходный способ повысить эффективность работы компании, создать сплоченную команду, совместными усилиями стремящуюся добиться максимальных результатов в своей трудовой деятельности. В рамках тренинга и семинара о мотивации персонала проводится цикл как теоретических, так и практических занятий с привлечением ведущих специалистов. Все важнейшие аспекты темы – в том числе сходство и различие понятий «лояльность» и «мотивация», «стимулирование» и «мотивация» — нашли отражение в курсе мотивации персонала. Кроме того, именно с помощью курса мотивации персонала работодатель сможет найти оптимальное соотношение между материальными и нематериальными средствами мотивации.

Тренинг и семинар «Мотивация персонала» помогут как обобщить полученные знания, так и разработать мотивационную политику в рамках конкретной компании. Знания, полученные во время курсов мотивации персонала, в этом смысле окажутся полезным как для высшего руководства, так и для сотрудников соответствующих служб.

Оцените статью